Андрей Соколов: «Нам нужно перенимать у зарубежных актеров культуру страхования»

С актером Андреем Соколовым мы встретились в знаменательный для него день — только что
закончились съемки сериала «Адвокат», работа над которым велась в течение 8 лет. Соколов
здесь выступил в качестве режиссера, продюсера, а также исполнителя главной роли
скромного служителя Фемиды.
О своих профессиях, реалиях российского кинематографа, а также о роли страхования в жизни
актера Народный артист России рассказал нашему журналу.



Андрей, Вы человек непубличный, интервью даете крайне редко. Интересно, поче-му согласились на наше предложение? Все-таки журнал «Ваш Страховой Дом» для  актера и режиссера непрофильный.

— Дело в том, что меня с Вашей Компанией уже долгое время связывают не только деловые, но
и дружеские отношения. Я думаю, что люди, у кото-рых есть автомобиль и которые хоть раз попадали
в  аварию, знают, какие это хлопоты  — получение страхового возмещения. Так вот, специалисты ВСК
от этих хлопот меня всегда старались максимально оградить. К  чести вашей Компании, могу сказать,
что не было ни одного случая, когда мне здесь не шли навстречу. Приведу недавний пример. Мы
с семьей поехали на машине в Самару, и по доро-ге с  нами произошла неприятность: кирпич раз-
бил стекло. Однако расстраивались мы недолго.
Представители ВСК все исправили качественно и оперативно.



Это наша работа. Теперь хотелось бы поговорить о  Вашей. Я  так понимаю, что актеров с  четырьмя высшими образованиями в  российском кино и  на российской сцене нет, кроме, естественно, Андрея Соколова. Когда и  зачем Вы успели получить 4 диплома? (Андрей Соколов закончил Московский авиационно-техниче-ский институт, Институт иностранных языков, Театральное училище имени Б. В. Щукина, а  также высшие режиссерские курсы при Госкино — прим. ред.)

— Знаете, есть такая поговорка: «Всю жизнь учись, все равно много не узнаешь».
Хорошо перефразировали…
Если быть более точным, то все в нашей жизни приходит с  опытом, а  образование  — это тот
же опыт, только более концентрированный. И  не-профильные знания меня часто сегодня выручают.
Скажем, авиационное образование, я  считаю, помогает мне грамотно распоряжаться временем,
расписывать мои дни и выстраивать планы. К томуже в каждом вузе я обзавелся хорошими знакомы-
ми, а  в наше время дружеские контакты в  разных областях бесценны. Друзья часто помогают мне ре-
шать какие-то проблемы, конфликты — так же как и я им. Даже с армейскими товарищами я продол-
жаю поддерживать дружеские отношения.



А в кино как пришли?

— Я  всегда с  трепетом относился к  актерам, а  студенты театральных вузов были для  меня настоящими небожителями. Я  мечтал вступить в  их ряды, но сам боялся своей мечты.
Для меня стоило больших трудов пойти и отнести документы в один из  творческих вузов. Сначала я  закончил авиационно-технологический, вечернее отделение иняза и только тогда нашел в себе силы для поступления
в театральный.



Сейчас Вы не только актер, но и режиссер. Как чувствуете себя в этой профессии?
Как Соколов-режиссер смотрит на Соколова-актера?

— Режиссер Соколов на  актера Соколова смотрит с уважением, с желанием снимать его в своих
картинах. На самом деле, режиссура — это не мимолетный каприз, а  продуманное решение. Когда
я  поступал на  высшие режиссерские курсы при Госкино, я отдавал себе отчет в том, что в течение
двух лет придется жертвовать съемками ради уче-бы. А ведь я тогда много снимался. И мой педагог
Владимир Мотыль предупреждал: «Андрей, ты по-теряешь много времени, а  что из  этого получится —
неизвестно».
Но я понимал: стану я хорошим режиссером или нет, в  любом случае для  меня как для  актера по-
стижение тайн режиссуры будет очень полезным. Так оно, в  принципе, и  получилось: я  по-другому
взглянул на режиссерскую профессию, понял отли-чия режиссерского и актерского взгляда на вещи.
Наверное, это было самым большим достижением.

Андрей, у  такого востребованного актера, как Вы, наверняка, есть возможность выбора:
в  каком проекте участвовать, а  в каком нет.
Что является определяющим при принятии решения для Вас как актера и как режиссера?

— Если говорить с  позиции актера, то главное, чтобы был интересный сценарий и  интересные
партнеры.
С режиссурой в этом плане сложнее. Она сейчас тесно взаимосвязана с продюсированием. Я помню
опыт своей работы на  полном метре, когда, к  сожалению, я  многого не мог себе позволить. Пото-
му что надо было думать о  том, что фильм  — это продукт, который необходимо продать. Однако,
несмотря на  это, каждый проект все равно инди-видуален, в том числе и сериал «Адвокат». Начинал
я этот проект как актер, а заканчиваю уже и как режиссер, и как продюсер. За 8 лет сроднился и с про-
ектом, и со своим героем, потому что опять же был интерес.

Вы очень важную тему затронули  — продюсирование, финансирование в  кино. Какие сейчас
с этим есть сложности? Все-таки экономика пережила кризис. Может ли кино в такой ситуации
быть прибыльным?

— Конечно, может. Это же бизнес, который в советское время приносил казне большой доход.
Другое дело, что после развала Союза и советской киноиндустрии вернуть все на круги своя достаточ-
но сложно. Пример грубый, но простой — в той же торговле: взял дешевые деньги, вложил, заработал.
Правда, в  отличие от  торговли творчество гораздо более непредсказуемо. Ты можешь на  пустом месте
заработать миллионы, а  можешь, затратив на какой-либо проект колоссальные деньги, прогореть.
Творчество  — это слово, которое любят режиссеры и от которого вздрагивают продюсеры.
Потому что понятно, что деньги никто просто так дарить не будет. Хотя мне посчастливилось
встречать людей, которые на определенном этапе жизненного пути понимают, что жизнь одна и всех
денег не заработаешь, а тем более, не потратишь.
Поэтому они позволяют себе меценатство в чистом виде. Таких людей мало, но они есть. А если рассуждать кризис — не кризис, то, по большому счету, такого, чтобы успех и деньги падали сверху, не было
никогда. Все равно приходится работать, думать, смотреть, ставить и так далее.

Творческими планами можете с  нами поделиться?

— Загадывать не хочу, но есть у  меня полнометражный проект, который греет душу.
Кроме этого, есть еще один проект  — четырех-серийный телевизионный, есть спектакль, который
хочется поставить. Но обычно они идут один к пяти, в  лучшем случае один к  трем  — то есть на  один
проект, который тебе очень нравится, приходится несколько таких, которые скорее необходимы,
прибыльны, чем интересны.

Среди проектов, которые хочется реализовать, Вы упомянули спектакль. Известно, что актер Соколов играет не только в кино, но и  в театре Ленком. Где чувствуете себя гармоничнее: на сцене или съемочной площадке?

— Это вопрос из разряда, кого больше любишь: папу или маму. Я люблю и кино, и театр одинаково
сильно, но в то же время немного разной любовью.
Когда в  театре что-то не совсем складывается  — вытаскивает кино, когда в  кино что-то не идет  —
помогает театр. Не открою Америку, если скажу: то, что в театре нарабатывается, в кино — отдается.
Вы видите, что здесь некогда думать. Процесс непрерывен, надо все отдавать, отдавать, отдавать.
А  в театре прямое общение, живая энергетика, живой зал — там заряжаешься эмоциями.

Андрей, Вы всегда находитесь в  отличной спортивной форме. Наверное, на съемке можете
исполнить практически любой трюк. Или все же предпочитаете доверять это рискованное дело
каскадерам?

— Вы знаете, поначалу, смолоду делал все сам.
Естественно, были травмы. Поэтому уже сейчас, когда снимаю сам, не позволяю актерам делать ни-
чего рискованного. Вот сегодня с утра мы снимали сцену с  аварией. И, представляете, поймал себя
на  мысли, что было бы хорошо застраховать подобные риски. Полученная актером травма может
надолго оторвать от съемок, поэтому мне кажется, что мы должны относиться к своему здоровью от-
ветственно и  доверять его защиту профессионалам — не зря же за рубежом страхуются от всевоз-
можных, даже невероятных рисков. Думаю, в этом на них можно равняться.
 
Голосование
Выбираем лучший фильм, в котором снимался Андрей Соколов.
Спектакли
Стихи Андрея